сам спас

Сам себе спасатель.

Особую значимость приобретает умение быстро и с наименьшими поте-рями находить путь, ведущий из лесной чащобы или пустыни к люд. Неумение это делать может обойтись очень дорого.
Успех самостоятельного выхода к людям в аварийной ситуации во много зависит от того:
-  умеет ли человек определять район, где встреча с людьми наиболее вероятна,
— умения ориентироваться по сторонам горизонта днем и ночью,
— правильно организовать наблюдение с целью обнаружения прямых или косвенных признаков присутствия людей,
— владеть навыками следопыта (читать и расшифровывать обнаруженные следы и метки),
— уметь не поддаться страху, панике,
— вовремя остановиться, если ориентир потерян, и сделать следующие действия:
    1. Действия при наличии карты и компаса. Надо осмотреться. Сравнить местность с картой, Определить свое местонахождение на местности сверить с ориентирами на карте, определить по карте дальнейшие ориентиры движения, конечный ориентир и найти их же на местности, т.е. наметить нить своего маршрута. Это надо делать сразу же как только поняли что потеряли ориентир или сбились с маршрута. Т.к. при наступлении темноты все движение надо остановить и разжечь костер, а для этого надо выбрать место для костра, найти и запасти дрова  на всю ночь, соорудить факел,  выбрать и соорудить временное укрытие, решить вопрос с питанием на 2-3 раза приема пищи.

2. Если нет карты, то все равно надо внимательно осмотреться (забраться на высокое дерево, гору), вернуться при необходимости на то место, где по-вашему потерян ориентир, найти его. Опять внимательно оглядеться, определить новый ориентир, промежуточные ориентиры и ориентир конечного пункта и только тогда двигаться вперед.

3. Если движение вперед затруднено или нет времени до наступлении темноты, и нет карты, то надо использовать любые поверхности – ткань, песок, береста, земля бумага – вычертить нитку своего маршрута с соблюдением масштаба, который был пройден уже  и который предстоит пройти до назначенного пункта, с обязательным указанием всех ориентиров (рек, озер, горных хребтов, оврагов, просек, населенных пунктов и т.д.), сколько было сделано остановок, какой продолжительностью, определиться по срокам контрольного времени выхода на контрольный пункт назначения и главное к этой работе надо привлечь всю группу. Эти действия должны уметь делать все участники похода и каждый участник похода в отдельности.
4. Нельзя экономить время  и силы путем перпендикулярного среза расстояний, углов до нового ориентира. Это только запутает маршрут и будет большая потеря времени.

5.  Четко брать ориентир, делать зарубки на своем пути движения, замечать приметы.

6. В поход надо всегда идти параллельными группами, т.к. идет подстраховка и нитка маршрута должна идти с интервалом в один день (если это массовый туризм).

7. Надо быть осторожным, не переоценить свои возможности. Часто ошибочно принимается за ориентир не те предметы, с которыми были ознакомлены в начале маршрута. Т.к возникает желание снять стресс или реабилитировать себя и сами того не замечая начинаем подгонять ориентиры  для конечного ориентира и любые не совпадения, находя на месте отбрасываются, а через много часов выясняется, что не та тропа, не та река, и группа или ты на многие км. отстала от маршрута, график движения нарушается- это лучшее, а худшее из этого, если ты или группа, в следствии этого сбоя, попадает в аварийную ситуацию- стемнело, гроза, сильный ветер, пожар, наводнение на местности пребывания.

8. Если потерян маршрут, заблудился, отстал от группы надо выбрать самое высокое место (дерево, гора, холм), забраться на него, осмотреться. Постараться найти – реку, ручей, тропу, линию электропедерачи, железную дорогу. И идя вдоль этих ориентиров, обязательно попадешь к большему водоему, где есть вероятность встретить людей. Чем крупнее река, тем больше вероятности встретить людей.
— Практически все населенные пункты имеют выход к воде.
— По крупным рекам и озерам осуществляется судоходство, а значит легче подать сигнал бедствия.
— Мелководные водоемы используются местным населением для плавания на лодках, плотах, других плавсредствах, для рыбалки.
— Около водоема легче обнаружит дорогу или тропинку, которая приведут к поселению.
          — Кроме того, у водоема легко обзавестись продуктами питания — рыбой, -птицей, съедобными растениями, моллюсками, животные выходят на водопой.        
         — Реку можно использовать и как транспортную магистраль, но очень осторожно и только спокойное течение, но и на такой реке могут быть скрытые опасные участки (оголенное дно, стремительный перекат, уступ и т.д).
         — Двигаясь вдоль реки, спускаясь в воде надо внимательно осматривать ее берега в поисках пристани, причала, водозаборных труб, буи, бакены, мостики, спускающие к воде тропинки (спуски), стожки сена, сушащиеся на шестах сети, лежащие перевернутые лодки. Домашнюю водоплавающую птицу, которые могут указать на присутствие людей.
 Периодически подниматься на самые высокие места (дерево, гору) осматриваться, сверять ориентиры движения, т.к. на присутствие людей могут указать – дым идущий из труб, огни, взлетающие и поднимающиеся самолеты, маяки, заводские трубы, линии электропередач, птицы, которые живут вблизи человека (сороки, воробьи, голуби,), стада пасущих животных и т.д. 

9. Двигаясь по ориентирам, необходимо наблюдать за небом, Солнцем, Лу-не, за деревьями, растительностью, сверять стороны горизонта. На небе час-то летят самолеты гражданские и военные. С помощь. Сигнального зеркала попытаться подать сигнал бедствия. В крайнем случае, можно приблизительно определить в каком направлении находится населенный пункт, при этом учитывая, что военные самолеты летают вдали от населенных пунктов. При наблюдении с земли можно заметить:
— большие башни, элеваторы, церкви на расстоянии до 15 — 20 км.,
— населенные пункты общим контуром до 10-15 км.,
— отдельные крупные здания за 9 км.
— заводские трубы за 6 — 8 км.,  а столбы дыма от них за 20-40 км.,
— небольшие отдельно стоящие дома за 5 км.,
— телефонные столбы, фигуру человека за 1,5 км.,
— ночью можно увидеть зарево большого города за 70 км. и более,
— светооптические маячки и вертикальны лучи прожекторов за 50 км.,
— горящие фары автомобиля за 10 км.,
— костры за 8 км.,
— электрический фонарь за 3-4 км.,
— вспышку ружейного выстрела за 1,5 км.

 Эффективность наблюдения ночью выше, чем днем, особенно это заметно в степи, полупустынях и пустынях. Днем в этих зонах приземный слой воздух нагревается, как бы загустевает и начинает плыть, искажая очертания горизонта, отчего в жаркий день можно увидеть все что угодно в таком воздухе – море, лес,, плывущих по небу кораблей, острова с пальмами, или вообще ничего, хотя радом могут находиться строения.
Ночью же наоборот воздух остывает, он практически лишенный водных паров и он становиться необычайно прозрачным. И тогда даже вспышку спички можно увидеть за несколько километров.

10. Прислушивание при движении. Опытные люди проводят точную пеленгацию звука с точностью до 3*-5*.Лучше слышно. Если к уху приложить жесткий кулек, или сложенные рупором ладони. Услышав звук или голос человека, необходимо повернуться к нему лицом, прислушаться еще раз и по хорошим видимым ориентирам зафиксировать направление звука и только после этого надо идти к нему. В ночной тишине можно услышать:
— звук самолета за 40 км.,                             — шум большого города за 3 км.,
— движение автомобиля за 2 км.,
— ружейный выстрел за 1 км., цоканье лошадиных копыт за 0,5 – 1 км.

11. Движение по тропе. Двигаясь по тропе или дороге надо понять, ведет ли тропа к населенному пункту или уводит от него. Чем ближе к жилью, тем больше обжита тропа или дорога. Угол слияния лесных дорог обычно острием  направлен в сторону населенного пункта, а открыт обычно в противоположную сторону от жилья. Во время такого движения надо как можно чаще оглядываться назад, осматриваться, запоминать местность, уникальные ориентиры – скалы, кривые деревья, нагромождение камней, большие лужи, остатки кострищ, стойбища пастухов, вырубки леса, наличие просеки и т.д. В сырую погоду хорошо периодически наступать на сырую или грязную  почвы, оставляя следы, отпечатки своей обуви. Все это при необходимости облегчения возвращения назад, а так же может навести спасателе на ваш след.

Надо помнить, что любая местность
— при взгляде назад имеет совершенно неузнаваемый вид,
— что при сильном утомлении человек склонен принимать желаемое за действительность, видит то, что хочет увидеть. По этой причине необходимо проверять и перепроверять себя,
— что даже знакомая местность при необычном освещении,
— с непривычной точки наблюдения,
— из-за несвойственного состояния человека – стресс, усталость, пере-утомление, испуга, паники, раздражения, апатии, опасности ошибиться и т.д. может показаться совершенно незнакомой. Особенно это часто встречается в горах, где любая скала при осмотре с разных сторон имеет совершенно различный вид.
   
Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Владимир
Владимир
сейчас на сайте
тел: 93-4-09
khrush-vladimir@yandex.ru
Читателей: 11 Опыт: 0 Карма: 1
все 7 Мои друзья
Я в клубах
политрук Администратор клуба